среда, 14 января 2009 г.

злополучная охота на заповедного козла, как назло, произошла в самый разгар задекларированной Президентом России кампании по борьбе с коррупцией.

На охоту «при исполнении»

В последние несколько дней основные места новостных лент ведущих информационных агентств заняли сообщения о катастрофе вертолета Ми-8 в Горном Алтае. Летевший в отдаленный поселок Кош-Агач на границе с Монголией, практически новый ветолет упал, в результате чего 7 из 11 человек, находившихся на его борту, погибли. Крушение такого рода – это всегда трагедия. По христианской традиции, нужно принести соболезнования семьям погибших, посочувствовать выжившим и потерпевшим. Вместе с тем, крушение вертолета уже породило море вопросов, которые будоражат людей и касаются острых сторон нашей жизни. Причем, как выясняется, налицо явное несовпадение вопросов, которые задает власть, и вопросов, задаваемых обществом. Если власть интересуется, почему этот вертолет упал, то общество хочет знать, почему он туда вообще летел.

Пока что всем ясно одно – это был необычный рейс. Вертолет Ми-8, приналежавший томскому отряду «Газпромавиа», был до отказа забит высокопоставленными московскими и местными – алтайскими чиновниками самого высокого ранга, летевшими на охоту, а также сопровождающими и обслуживающими их лицами.

Давайте посмотрим, кто летел.

Полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Очень известная фигура на российском политическом небосклоне. Некоторые называют его вторым человеком по влиянию в Госдуме после её председателя Бориса Грызлова. Бывший начальник Главного управления Президента РФ по внутренней политике, сыгравший большую роль в создании партии «Единая Россия» и в проведении выборов 2003 г., после которых единороссы получили конституционное большинство, а либералы в первый раз вылетели из Думы. Одна из ключевых фигур в президентской администрации, имеющая прямой и непосредственный доступ к Президенту РФ, влияющая на прохождение законопроектов и поправок к ним в Государственной Думе, а также на представление граждан к государственным наградам. Погиб.

Анатолий Банных. Вице-премьер правительства республики Алтай, представитель Алтая при правительстве России. Участвовал в предвыборной кампании Михаила Евдокимова, бывший член Законодательного Собрания Алтая. Известный бизнесмен, некогда занимавший 643 место в списке самых богатых людей России. Выжил.

Николай Капранов. Главный эксперт думского комитета по экономической политике, до перехода в Думу тоже работал в Администрации Президента (некоторые СМИ ошибочно упоминают его как фотографа из Санкт-Петербурга). Выжил.

Сергей Левишин. Референт аппарата Госдумы, до перехода в Думу работал заместителем Косопкина в Администрации Президента. Погиб.

Виктор Канин. Председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай. По сути – главный охотовед республики. Погиб.

Василий Вялков. Руководитель алтайского ансамбля "Арманка", известный на Алтае исполнитель русского фольклора. Местный депутат. Погиб.

Владимир Подопригора командир Горно-Алтайского летного отряда. Погиб. Борис Белинский. Фотограф. Выжил.

Алексей Баяндин. Первый пилот. Погиб.

Максим Колбин. Второй пилот. Выжил

Александр Вертей. Бортовой техник. Погиб.

То есть, это был обычный «царский» рейс, когда сильные мира сего, они же «слуги народа», собрались и полетели развлечься – пострелять с вертолета в заказнике заповедную живность, естественно, не просто так, а с известным баянистом и с фотографом, чтобы запечатлеть свои охотничьи победы.

http://www.compromat.ru/main/surkov/image/kosopkin3_1.jpg

Само по себе это - абсолютно четкий пример того, что все у нас равны, но одни – намного более равны, чем другие. О факте того, что «царские» охоты происходят так или иначе знали все, но раньше об этом говорилось на уровне слухов, домыслов и сплетен. Теперь же смерть чиновника настолько высокого ранга высветила эту проблему, что называется, в полный рост. Это - опять чиновничий беспредел, опять чиновничье всевластие и, конечно же, опять за счет российского налогоплательщика.

Более того, злополучная охота, как назло, произошла в самый разгар задекларированной Президентом России кампании по борьбе с коррупцией. Что это за кампания такая, если человек, по сути отвечающий за её правовое наполнение, в свободное от борьбы с коррупцией время на государственом вертолете, за государственный счет и в компании государственных служащих летит на свою маленькую личную охоту? Против кого направлена эта компания? И для кого? Или это просто профанация для отвода глаз?

Хуже всего будет если власть сейчас начнет убеждать людей, что погибшие находились при исполнении своих обязаностей – в выходные дни с гармошкой и ружьями летели на встречу с избирателями – горными козлами и маралами. Или просто промолчит, сделав вид, что ничего не случилось, и вбив еще один клин между декларируемым с высоких трибун «социальным государством», т.е. государством для людей, и мыслями этих же самих людей, которых, поверьте, мало интересует почему отказал двигатель и какого качества было топливо в вертолете. Вопросы, которые они задают – это вопросы доверия к власти, высшие представители которой попадают в истории, ставящие сомнения в чистоплотности самих власть предержащих.

Эти вопросы не секретны и не закрыты под семью замками – наоборот, ими сейчас пестрит российский Интернет, их задают на улицах, в автобусах и на кухнях. Постараюсь их суммировать и вывести в таком виде:

1. Кто платил за удовольствие чиновников? И вообще платили ли?

А) Если оплата была, то хотелось бы, чтобы общественности предъявили лицензии, оплату за них, договор на аренду воздушного судна, договоры с членами экипажа, с фотографом и т.д. – т.е. все документы, необходимые для организации подобного рода охоты с указанием того, кто конкретно и из каких средств за это платил. То, что это дело очень дорогое знают все – 1 час аренды вертолета обходится уж никак не меньше 10-12 тысяч долларов.

Б) Подразумевается, что государственные чиновники не могли заплатить такие деньги. Если они, конечно, честные люди. В соответствии с нашим антикоррупционным законодательством, принятым, в том числе в результате усилий Александра Косопкина, чиновникам запрещено принимать подарки стоимостью более 3 000 рублей. В связи с этим, общество хочет знать, задекларировал ли сам Александр Косопкин и сопровождающие его чиновники эту поездку как подарок? А если нет, то как её можно трактовать – как выездную сессию Госдумы?

В) Если оплаты не было, то значит, и рейс, и охота, и заплата обслуживающих лиц шла за государственный счет, т.е. за счет российских налогоплательщиков. И тогда людям хочется знать, кто разрешил этот рейс и эти расходы, кто за это понесет ответственность, против кого откроют уголовные дела и кто публично подаст в отставку.

Г) Если оплаты не было, то необходимо понять, сколько за потраченные на чиновничью охоту денег можно было бы купить лекарств для пенсионеров, новых бронежилетов для российских солдат или завтраков для малышей из детских домов.

Д) Если оплаты не было, значит, Газпром позволяет чиновникам высокого уровня использовать «на халяву» свои вертолеты, своих сотрудников и проч. И тогда хотелось бы знать, как это сказывается на ценах за газ и за коммунальные услуги которые мы оплачиваем и которые регулярно увеличиваются, а также как это согласуется с неоднократными высказываниями Президента России о том, что Газпрому необходимо уменьшать себестоимость продукции и экономить на всем.

Е) Люди хотят знать, за чей счет МЧС осуществляло дорогостоящие поиски, чтобы найти чиновников, отправившихся на свою личную охоту. Компенсировал ли ему кто-то эти затраты?

Ж) Народ интересуется, что бы случилось с чиновниками США, взявшими за деньги налогоплательщиков государственный вертолет и полетевшими пострелять, скажем, зубров или оленей в Йеллоустонский Национальный парк.

Насколько это понятно сейчас, ответы на все эти вопросы пока не ищутся, ситуация замалчивается и уводится в сторону. Создана комиссия по выявлению причин гибели воздушного судна, но никакого парламентского расследования не объявлено. Это очень печально и только умножает вопросы доверия к власти и вообще к тому курсу, которым она нас ведет. В связи с этим, прошу считать эту статью официальным запросом в Государственную Думу по созданию парламентской комиссии для расследования обстоятельств крушения вертолета с государственными чиновниками на борту.

PS: Cамое последнее. В стране сейчас кризис. Люди страдают, теряют работу, предприятия закрываются, а государство терпит убытки. И в это время высшие государственные чиновники позволяют себе за государственный, за народный, за наш с вами счет развлекаться, что называется, «с медведями и цыганами». Вы хотите жить с такими чиновниками? Я лично – не хочу.

Андрей Епифанцев - независимый политолог


VIP-охотников заподозрили в браконьерстве
// Разбившийся вертолет был исправным до столкновения с землей
По информации WWF, у находившихся на борту разбившегося вертолета VIP-охотников была лицензия на отстрел горных козлов, а не найденных на месте архаров (на фото)


Вчера прошли похороны четырех из семи погибших 9 января при крушении вертолета Ми-171 "Газпромавиа" в горах Алтая. У следствия между тем осталась, по сути, одна версия случившегося — ошибочные действия пилота, снизившегося по требованию находившихся на борту VIP-охотников на недопустимо малую высоту, после чего вертолет зацепил хвостовым винтом склон и рухнул на землю. Во всяком случае уже установлено, что двигатели Ми-171 работали до самого падения. Тем временем в Генпрокуратуру из Всемирного фонда дикой природы (WWF) России поступило письмо с просьбой проверить законность охоты на занесенных в Красную книгу алтайских горных баранов (архар), чьи туши были обнаружены на месте авиакатастрофы.

В Москве, Подмосковье и на Алтае вчера прошли похороны четырех из семи жертв катастрофы Ми-171. В деревне Комлево Рузского района Московской области был погребен полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин (в прощании с ним участвовал президент Дмитрий Медведев), а на Троекуровском кладбище в Москве — референт аппарата Госдумы РФ Сергей Ливишин. На городском кладбище Горно-Алтайска прошла церемония прощания с председателем республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктором Кайминым и командиром Горно-Алтайского летного отряда Владимиром Подопригорой. Их хоронили в закрытых гробах. Особенно много людей пришли проститься с вертолетчиком Подопригорой, которого многие знакомые называли просто Горой.

Пожалуй, самыми горькими были прощальные слова членов различных экипажей, с которыми когда-то работал Владимир Подопригора. Бывшие сослуживцы погибшего летчика рассказывают, что тот до последнего отказывался лететь с группой VIP-пассажиров и в полетный список его включили едва ли не в приказном порядке. По словам коллег, господин Подопригора официально был взят в команду в качестве гида: проработав более четверти века на местных авиалиниях, он мог летать вслепую. "В республике нет такого уголка, где бы он ни побывал. Он поднимал в небо опоры для строящихся в горах ЛЭП. Более 1 тыс. авиарейсов и 30 тыс. летных безаварийных часов говорят сами за себя",— говорят пилоты. "Он доставлял врачей для спасения больных в самые отдаленные и труднодоступные села, во многом благодаря его высокому профессионализму и мужеству спасены тысячи гектаров кедровников, горно-таежных лесов Алтая",— говорится в некрологе, подписанном руководителями правительства и госсобрания — эл курултая Республики Алтай. По сведениям коллег, Владимир Подопригора во время полета находился в кресле второго пилота Максима Колбина, который ушел в грузовой отсек. Сегодня в алтайском селе Турочак будет похоронен руководителя ансамбля "Ярманка" Василий Вялков. Тела командира Ми-171 Алексея Баяндина и бортмеханика Александра Вертея все еще находятся в Горно-Алтайске. Они будут преданы земле в Новосибирске, где проживают их семьи.

Следствие между тем уже отработало все версии случившегося и пришло к выводу, что вертолет не мог упасть из-за неблагоприятных погодных условий, неисправности техники и некачественного топлива. Как уже сообщал "Ъ", "погодная" версия была отвергнута практически сразу же. С керосином окончательно разобрались вчера, когда стали известны результаты повторной экспертизы топлива. Вчера же представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сообщили о предварительных результатах расшифровки бортовых самописцев разбившегося Ми-171. "Предварительный анализ параметрической информации показал, что до столкновения вертолета с земной поверхностью двигатели вертолета были работоспособны. Работы по расшифровке и анализу полетной информации продолжаются",— говорится в официальном сообщении МАК. Таким образом, по версии следствия, к катастрофе, скорее всего, привели ошибочные действия пилота, снизившегося по требованию находившихся на борту VIP-охотников на недопустимо малую высоту, после чего вертолет зацепил хвостовым винтом склон и рухнул на землю.

В ходе расследования выяснилось, что исправным оказался и не сработавший радиомаяк АРМ 406П, установленный на Ми-171, который при ударе должен был послать через спутник на пульт Центроспаса сигнал бедствия. В НИИ Космического приборостроения "Ъ" сообщили, что "если удар вертолета о землю произошел с малой высоты и по касательной, то автоматически радиомаяк мог и не сработать, в этом случае члены экипажа должны были активировать его вручную". Почему этого не сделал выживший второй пилот Максим Колбин, неизвестно. Когда спустя двое суток спасатели обнаружили место катастрофы и включили аварийный маяк, прибор заработал. Правда, в компании "Газпромавиа", которой принадлежал разбившийся вертолет, считают, что при тех повреждениях, которые получил Ми-171, радиомаяк должен был сработать без всякого вмешательства человека. Впрочем, это в любом случае не повлияло бы на количество спасенных людей. Почти две трети находившихся на воздушном судне людей, как установили судмедэксперты, погибли мгновенно от травм, полученных в результате удара вертолета о землю.

Между тем расследование летного происшествия может привести к еще одному уголовному делу. Фотографии с места происшествия, размещенные в интернете, вызвали настоящий скандал: на них среди обломков рухнувшей машины находятся застреленные архары. Охота на этих животных запрещена, они занесены в международную и российскую Красные книги. На территории нашей страны архаров насчитывается не более 300 особей. По информации сотрудника WWF Владимира Кревера, у находившихся на борту разбившегося вертолета VIP-охотников была лицензия на отстрел горных козлов (сибирский козерог). "Никаких документов на то, что им разрешена охота на архаров, у них не было и быть не могло. В Росприроднадзоре, единственном органе, который выдает разрешение на так называемое изъятие краснокнижных видов животных исключительно в научных целях, нам сообщили, что в этом году подобных лицензий ими не выдавалось",— заявил "Ъ" господин Кревер.

Вчера представители WWF совместно с российским отделением Greenpeace обратились с письмом к генпрокурору Юрию Чайке с требованием расследования факта вертолетной охоты. Если эта информация подтвердится, то в отношении браконьеров может быть возбуждено уголовное дело по ст. 258 УК РФ ("Незаконная охота"). Наказание по этой статье предусматривает либо штраф в размере до 300 тыс. руб., либо лишение свободы на срок до двух лет. Впрочем, на вопрос, будет ли из дела об авиакатастрофе выделено в отдельное производство уголовное дело о браконьерстве, референт Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяна Дубенюк ответить отказалась.

Олег Ъ-Рубникович, Константин Ъ-Воронов, Новосибирс

Комментариев нет: